Фото галерея

Видео

Компания СКМ вступила партнером постановки оперы Рихарда Вагнера на языке оригинала и полностью профинансировала гастроли по Украине. С момента премьеры оперу посмотрели 16 120 зрителей в четырех городах.

8 декабря 2012 года в Донецком национальном академическом театре оперы и балета им. А.Б. Соловьяненко (Донбасс Опера) был представлен грандиозный проект — опера Рихарда Вагнера «Летучий Голландец». Это первое исполнение произведения Р.Вагнера Украины по оригинальной партитуре автора на немецком языке.

В реализации проекта задействовано более 300 человек из четырех стран: Украины, Германии, Австрии и России. Это солисты, артисты хора, оркестра, балета, все 12 технических цехов театра. Постановочная группа работала под руководством известного немецкого режиссера Мары Курочки, а подготовка к премьере длилась 18 месяцев. Бюджет постановки — 3,5 млн грн. Это самая «дорогая» опера из представленных на сценах украинских театров. Для постановки оперы был закуплен специальный проектов для создания 3D-эффекта, который усиливается благодаря специальной конструкции сцены. Это девятитонная палуба корабля, закрепленная под углом, высота которой достигает двух метров. Все декорации были оформлены согласно новым творческим решениям, а костюмы пошиты в точном соответствии с историческими данными.

На Донецкой сцена опера была показана семь раз с неизменными аншлагами, и получила большое признание не только театральных критиков, но широкой общественности. Успех постановки предопределил организацию гастролей, чтобы дать возможность увидеть оперу жителям других городов.

В сентябре 2013 года состоялись гастроли «Летучего Голландца» в Одессу, Львов и Киев. Гастроли прошли с аншлагом во всех городах.  С момента премьеры оперы ее уже посмотрели 16 120 зрителей Украины. Компания СКМ вступила партнером постановки оперы и полностью профинансировала гастроли по Украине, выделив $1 млн.

Творческая группа

Постановочная группа оперы

Солисты оперы

К проекту привлечены известные постановщики и исполнители из Украины, Германии, России, Австрии. Дирижеры-постановщики – народный артист Украины Василий Василенко, Михаил Синькевич (Мариинский театр, Санкт-Петербург), режиссер-постановщик – Мара Курочка (Германия), хормейстер-постановщик – народная артистка Украины Людмила Стрельцова, художники-постановщики – Момме Хинрихс, Торге Мёллер, Юлия Харттунг (Германия); исполнитель партии Голландца – Андреас Макко (Германия), Даланда – Вальтер Финк (Австрия), Сенты – лауреат международных конкурсов Леся Алексеева (Национальная опера Украины).

Руководитель проекта — генеральный директор театра, заслуженный деятель искусств Украины Василий Рябенький.    

Художественные консультанты проекта:

  • Художественный руководитель Донбасс Оперы – народный артист Украины Вадим Писарев,
  • Директор компании Pro Musica Classic Александер Янков (Швейцария).

О самой опере

«Летучий Голландец» — одна из первых опер Рихарда Вагнера, написанная по его собственному либретто и увидевшая свет в Дрездене в 1843 г. 

Существовало много вариантов легенды о Летучем Голландце, прежде чем Вагнер кристаллизовал их в свою оперу. Вальтер Скотт, будучи подлинным исследователем старины, утверждал, что легенда эта основана на историческом факте: один убийца погрузил на борт своего корабля груз с золотом. Во время его плавания разразилась буря, и все порты оказались закрыты для этого корабля. Из предания, а также из суеверного страха моряков, что корабль этот все еще иногда можно видеть у мыса Доброй Надежды, и что он всегда приносит несчастье, со временем родились всяческие красочные подробности. В частности, что раз в семь лет капитан может причаливать к берегу и оставаться там, пока не найдет преданную ему до самой смерти женщину. 

Решение использовать этот сюжет для оперы пришло к Вагнеру во время сильнейшего шторма, в который он попал, когда плыл из Восточной Пруссии в Англию. Путешествие, обычно занимавшее всего неделю, на сей раз продлилось три. Ветер прибил судно к скандинавскому берегу у одной из рыбацких деревень. Это стало сценой оперы, и возгласы матросов, которые звучат в произведении, были, вероятно, впервые услышаны композитором именно там: их тройное эхо разносилось от утеса к утесу фиорда.

Оригинальная режиссерская трактовка

Режиссер-постановщик Мара Курочка слегка изменила либретто: «В оригинальном варианте это история о несчастной любви, в финале которой главная героиня Сента, чтобы доказать свою верность Голландцу, сводит счеты с жизнью, бросившись со скалы. Я рассказываю «Летучего Голландца» как лихорадочный сон Сенты. Во сне Сенты мы переживаем происходящие события с ее эмоциональной точки зрения. Перед нами предстает ограниченный, меркантильный, враждебный и очерствелый мир, в котором правят отец Сенты и Мэри. Сента мечтает о Голландце и видит в нем вымышленную родственную душу. В этой постановке для меня речь идет о том, чтобы через историю Сенты передать ощущение жизни 19 века, приблизиться к нему, насколько это возможно, исходя из современной перспективы, так как я вижу сильные параллели с нынешним социальным настроением. Глобализация, гиперкапитализм, сдвиги в ценностях ведут к тому, что одиночка чувствует себя бессильным… Это не первая моя постановка Вагнера. Для меня было важно найти, что беспокоило людей в то время, и провести параллель с современным миром».

Опера с 3-D эффектом

С помощью уникального современного видеопроектора сценографы Торге Мёллер и Момме Хинрихс создадут иллюзию плывущего корабля, бушующего моря и подводного мира. Все это будет транслироваться на экране.

Режиссер-постановщик Мара Курочка: «Вагнер — непростой композитор, у него надо петь и ползти одновременно. Он объединил вокал, постановку, исполнительское мастерство. Важно не просто выйти к рампе и красиво спеть. Наша задача — сделать реалистичными движения на сцене и наполнить эмоциями музыкальное исполнение. Это должно красиво звучать и иметь достойный вид. У меня есть очень хорошая команда, занимающаяся именно видеопроекциями. Все фантастические моменты, которые Вагнер хотел реализовать посредством подручных средств, мы попытаемся воплотить в жизнь с помощью современной техники».

Главный дирижер Донбасс Оперы Василий Василенко: «Предложенная эстетика, насыщенная богатой палитрой театральной символики, метафористикой и аллегорией, предполагает совсем иной подход к раскрытию оперной драматургии. Однако это будет не дерзкий модерновый эксперимент, а толерантное, обоснованное отношение к классике. Мы не хотели переворачивать оперу «с ног на голову» (когда герои XVII века мотаются по сцене на мотоциклах). Наряду с этим благодаря использованию новейших технологий мы надеемся заинтриговать публику интересными спецэффектами для передачи неугомонной штормовой стихии, неожиданного появления корабля-призрака и Голландца — капитана-скитальца, раскрытия сути романтических фантазий и переживаний Сенты, дочери норвежского моряка Даланда. Наша задача — передать дух эпохи, в которой развивается романтическая драма человеческих взаимоотношений с ее финальным трагическим аккордом, что является своеобразным апофеозом вечной любви».

Сайт оперы «Летучий Голландец»