Будущее моногородов

Директор по связям с общественностью и коммуникациям СКМ Наталья Емченко – о социальной ответственность градообразующих бизнесов.


Не так давно я участвовала в дискуссии «Сценарии развития старопромышленных регионов: от вымирания к процветанию», которая прошла в Киевской школе экономики (KSE). Я со стороны реального бизнеса попробовала определить, что частный капитал может и должен делать для развития таких мест. В реальной жизни, а не на бумаге. 

Что такое моногород для бизнеса, который является градообразующим? Это большая ответственность. Ответственность за город и, по сути, за каждого, кто в нем живет. Таким образом, от экономического самочувствия такого предприятия зависит социальное самочувствие его жителей. Такая модель – очень неустойчивая. Это — аксиома. А значит и город, и само градообразующее предприятие заинтересованы в появлении в городе других инвесторов и предпринимателей. В диверсификации. Город – чтоб иметь различные источники для наполнения городского бюджета, предприятие – чтоб разделить с «коллегами по цеху» ответственность за будущее города и его жителей. 

Для городов и поселков, где базируются предприятия Группы, мы делаем немало. 

Во-первых, помогаем решать наболевшие социальные проблемы. Просто напомню: по Программе социального партнерства Группа СКМ в 2012 году инвестировала почти 160 миллионов гривен.  Для этого мы используем 3 основных инструмента: 

  • Договора о социальном партнерстве с местными громадами
  • Проект Грантов «Город нашими руками» (Метинвест)/»Город своими руками» (ДТЭК)
  • Совместные проекты с украинскими и международными НГО

Во-вторых, стремимся развивать бизнес-среду там, где наши предприятия играют первую скрипку.

И если помощь «здесь и сейчас» уже оформлена в понятные программы, то создание условий для прихода новых инвесторов и возникновения новых рабочих мест – задача, над которой мы начали работать именно в 2013 году. 

Вот действенные инструменты, которыми мы будем пользоваться (или уже пользуемся). 

1. Правильная организация закупок. Мы уже писали, что Группа СКМ приобретает в год товаров и услуг на 100 миллиардов гривен у более чем 10 000 поставщиков. Из них 80% мы делаем в Украине (хотя речь не обязательно идет о товарах украинского производства).

Это колоссальный ресурс для развития бизнес-среды в городах присутствия Группы СКМ. Поэтому наш подход: товары и услуги, при прочих равных покупать в тех городах, в которых работают наши предприятия. При необходимости – помогать локальным поставщикам и подрядчикам отстроить у себя процессы так, чтоб соответствовать нашим требованиям в части ценностей и принципов ведения бизнеса «ТАК МЫ РАБОТАЕМ»: прозрачности и открытости, порядочности в отношениях с деловыми партнерами, социальной ответственности и другим. 

2.   Помощь в реализации инвестиционного потенциала городов нашего присутствия. Во всех старопромышленных городах есть незадействованные промплощадки со всеми необходимыми коммуникациями. На них можно достаточно быстро развернуть производство, главная задача – найти инвесторов. Именно в поиске инвесторов мы планируем помогать местной власти. Инструменты могут быть разными. К примеру, в планах нашего энергетического холдинга ДТЭК создать 3 индустриальных парка в партнерстве с ивано-франковскими, луганскими и днепропетровскими властями. 

Еще один пример: в Бурштыне ДТЭК отремонтировал и запустил в работу швейный цех. Эффект: женщины получили работу и социальную защищенность, местный бюджет – дополнительные отчисления. Для города с населением в 20 тысяч человек это существенно. 

3.   Поддержка малого и среднего бизнеса. Создание Фондов и Агентств местного экономического развития (АМЭР). Два основных сдерживающих фактора для развития малого и среднего бизнеса – ограниченный доступ к заемным ресурсам и недостаток необходимых для развития бизнеса навыков. Группа СКМ как большой бизнес, может участвовать в устранении этих проблем. Прежде всего – через создание и участие в финансировании фондов и агентств местного экономического развития.  ДТЭК уже создал АМЭРы во Львовской, Винницкой и Ивано-Франковской областях. АМЭРы помогают подготовить бизнес-план, консультируют по развитию и управлению бизнесом, проводят различные семинары и тренинги, а также выделяют микрокредиты. По сути – это поддержка малого и среднего бизнеса методологией организации бизнес-процессов и деньгами на запуск своего дела. На мой взгляд, Агентства — своего рода бизнес-ангелы. Дают отличную возможность для тех людей, кто хочет изменить себя и ситуацию вокруг, попробовать реализоваться в чем-то новом и полезном для города. 

4.   Социальное предпринимательство. Коалиция социальных предприятий Великобритании определяет это как коммерческое предприятие, созданное для решения задач социального назначения. Очень перспективное направление и крайне популярное в европейской бизнес-среде. В Украине опыта развития социального предпринимательства пока что нет. Поэтому мы намерены привлечь европейские структуры и программы технической помощи для внедрения знаний и эффективных механизмов решения локальных социальных и экономических проблем территориальных общин. Это наш проект будущего, который мы, я надеюсь, будем пробовать реализовать как минимум в виде «пилота». 

Смогут ли эти шаги и эти проекты изменить ситуацию в городах? Увидим через пару лет. На мой взгляд, все будет зависеть от того, насколько мы сможем изменить себя и помочь измениться людям, которые живут и работают в городах нашего присутствия.

Пост Директора по связям с общественностью и коммуникациям СКМ Натальи Емченко в корпоративном блоге СКМ.