Во Львове выпускники проекта «Журналистика цифрового будущего» проводят мастер-классы о современных медиа

Репортаж с мастер-класса


10:30. Первый спикер  Михайлина Скорик, глава департамента интернет-ресурсов ТРК Украина.

— В странах северной Америки и Европы рынок интернет-рекламы и ТВ-рекламы сравнялись, поэтому перед каждым журналистом сейчас стоит задача уметь снимать видео. Даже снятый удачно материал на мобильный телефон будет показан на ТВ. Агентства вроде Reuters такое видео продают за деньги по очень высокой цене. Для журналиста — это шанс быстро сделать себе имя.

— Вы можете поехать на отдых в Египет, случайно попасть на войну и моментально стать популярным журналистом, передавая эксклюзивное видео для, к примеру, телеканала ZiK.

— У интернета и ТВ разные аудитории, и требования к интернет-видео отличаются. Очень популярны видео-тесты, очень часто на поиск задают «чем iPhone4 хуже чем iPhone5?». И подобное видео пользуется популярностью. ТСН, к примеру, в 17-00 выкладывает анонсы, где рассказывает, как они снимали видео для основного выпуска новостей.

— Эксклюзивный текст в Украине может набрать максимум 40-50 тыс. просмотров. Выложенное видео в Украине набирает 100 тыс. просмотров. Это статистика, красноречиво свидетельствующая в пользу видео в интернете.

— Видео российского ТВ в Канаде о медведях, которые охраняли плантации конопли, вызвало истерику у ведущей. После эфира режиссер смонтировал видео и выложил его в интернет с комментарием «как жаль, что наши новости не выходят в прямом эфире». Две недели видео практически никто не смотрел, так как аудитория русскоязычного ТВ в Канаде очень мала. Но после того, как через друзей режиссера оно стало распространятся в русскоязычном сегменте в интернета, оно сразу собрало более 1 млн просмотров, что привело к скачкообразному росту популярности и русскоязычного канадского ТВ.

— Чтобы снять видео на телефон профессионально, надо помнить: видео может быть не качественным, но звук должен быть отменным. Поэтому журналисту целесообразно иметь гарнитуру и писать на микрофончик.

Практические советы

11:30. Во Львове сейчас проходит Lviv fashion week. Студентов поделили на четыре группы. Им дано практическое задание: за 20 минут снять анонс события и написать план будущего сюжета с этого события. Сюжет должен быть такой, чтобы его взял львовский или общеукраинский телеканал. Т.е., от студентов требуется креатив, все популярное видео было креативным. Снимать студентам необходимо на телефоны, котрые у них есть. Через 20-30 минут посмотрим на результаты.

12:00. Итак, предварительно посмотрели планы сюжетов. Все сделали шаблонно. Впрочем, ожидаемо. У студентов еще есть время научиться. Но это еще раз подчеркивает, как правильно было сформулировать для университетов требования рынка к профессии. Ну, и приглашать преподавателями журналистов-практиков. Все снятые анонсы будут выложены на youtube, ссылки на них будут даны, чтобы можно было убедиться в степени креативности.

12:30. Группы работали в условиях жесткой конкуренции. Увы, все они проиграли конкурентную борьбу korrespondent.net. Точнее, Татьяне Козак, редактору блогов korrespondent.net, которая будет вести следующий мастер-класс. В Instagram можно снимать 15-секундное видео, чем она и воспользовалась, чтобы снять анонс. Вот демонстрация того, как социальные сети могут помочь в работе журналиста. Только их надо знать и применять. Что далеко не все преподаватели университетов понимают.

12:40 Группа №2 сумела креативно начать: журналист в кадр въезжает на велосипеде:

 Группа №2 сумела креативно начать

12:45. Группа 3 решила покреативить с содержанием, сделав сюжет другого события: fashion week среди журналистов. Они выходят на подиум с разными девайсами. У всех групп плохой звук, что делает видео несмотрибельным. Спишем на то, что микрофона ни у кого не было, однако "в полевых условиях" журналист отсутствие такого простого девайса допустить не имеет права. Начинается второй мастер-класс.

12:50. Итак, использование социальных сетей в работе журналиста. Мастер-класс ведет Татьяна Козак, редактор блогов korrespondent.net.

Вот ее презентация:

— Соцсети дают korrespondent.net 10-12% трафика на сайт. Это приблизительно 4-5 место из всех источников трафика. Учитываются и особенности каждой соцсети: facebook имеет алгоритм ранжирования новостей, во вКонтакте — нет алгоритма фильтрации.

— Стратегия korrespondent.net в facebook заключается в том, чтобы не грузить аудиторию (1 пост каждые 20 минут, не чаще). 50% тем серьезные, 50% — развлекательные. Хорошее фото — гарантия того, что информацию перепостят. Можно поставить новость на час вперед, и она появится тогда, когда того хочет журналист/редактор. Это очень облегчает работу.

— Стратегия во вКонтакте иная: соотношение серьезных и развлекательных новостей 30% на 70%. В пользу развлекаловки, конечно.

—  Что соцсети дают журналистам?

  • Продвигать собственные материалы, печатая анонсы.
  • Искать темы, находя интересные новости среди своей ленты друзей.
  • Держать контакт с читателями.
  • Проводить расследования. У людей есть привычка все выкладывать в интернет, эти материалы могут пригодиться при проведении журналистских расследований. Историю, связи Вадика Румына или Царнаева были прослежены через вКонтакте. Так удалось установить их связи, друзей, интересы. 
  • Поддерживать лояльность аудитории. Даже если вы меняете СМИ, ваша аудитория вместе с вами переходит в новое СМИ.
  • Блоги и соцсети — альтернативная площадка для выражения своей позиции. Если по каким-то причинам ваше издание не может опубликовать ваше мнение, его можно выложить в соцсетях. И некоторые издания его могут даже перепостить.

13:30. На этом сегодняшний мастер-класс завершается. Спасибо за внимание!